выставка
Крылья вечности
Цель выставки – показать весь цикл еврейской жизни от рождения до смерти через таллит, как элемент традиционной ритуальной одежды
  • Ткач
    Мижеричи, Украина
    1912 г.
    Фотограф: Юдовин С.Б.
    Фотоколлекции РЭМ.

    Фото сделано во время этнографической экспедиции С.А. Ан-ского. Изготовление таллитов (молитвенных покрывал) было сугубо еврейским ремеслом и ткали их только мужчины.
    В Подольской губернии центром производства талитов и цицит было местечко Бершадь Ольгопольского уезда. Бершадские талиты считались кошерными по всем религиозным параметрам разных направлений иудаизма.


  • Чтение Торы
    Лида, Беларусь
    1915-1917 гг.
    Фотоколлекции Музея АНУ.

    Чтение Торы происходит в синагогах, общинных домах и прочих местах, где собрались не менее десяти взрослых евреев (миньян). Тору читают по Субботам, новомесячьям, праздникам, а также каждый понедельник и четверг.
    К чтению принято первым приглашать «коэна», потомка священников иерусалимского Храма, за ним — «леви», потом «исраэли». Быть вызванным к Торе считается почетом. Также к Торе вызывают тех, у кого произошло семейное событие: бар-мицва, свадьба, обрезание, годовщина смерти родителей и пр. Цикл чтения Торы завершается за год.
  • Биркат коани (благословение коэнов)
    Иерусалим
    2023 г.
    Фото: Алекс Коломойский

    Это благословение входило в состав богослужения в Храме. Совершая ежедневное жертвопринашение (тамид) утром и на исходе дня, священнослужители Храма — коэны восходили на особое возвышение, называемое духан (отсюда в идиш глагол духенен — `совершить священническое благословение`) и, воздев руки к небу, произносили биркат-коханим. После разрушения Храма и прекращения жертвоприношений это благословение осталась основным элементом храмового священнического ритуала, включенного в ритуал синагогальный.
  • Брит мила (обрезание)
    Вента Приета, Мексика
    1947-1948 гг.
    Фотоколлекции Музея АНУ.

    Обрезание или, на иврите, «брит мила» — обрезание крайней плоти, которое в Иудаизме проводят младенцу мужского пола на восьмой день жизни. Обрезание также известно под названием «союз Авраама», так как заповедь обрезания крайней плоти является знаком союза между Б-гом и евреями, заключенного впервые с праотцом еврейского народа Авраамом. По Торе, Авраам был первым, кто совершил заповедь обрезания по воле Творца. Во время обрезания ему было 99 лет. Также были обрезаны все его домочадцы мужского пола старше восьми дней.


  • Бар-мицва
    Манипур, Индия
    1994 г.
    Фотоколлекции Музея АНУ.

    Бар-мицва (בַּר מִצְוָה; буквально: `сын заповеди`), мальчик, достигший возраста 13 лет и одного дня и считающийся физически взрослым, а потому правомочным и обязанным исполнять все религиозные заповеди. Актом, символизирующим как для мальчика, достигшего положенного возраста, так и для всей общины принятие им прав и обязанностей члена общины, является приглашение этого мальчика к чтению Торы в синагоге (обычно хафтара). Отец мальчика, также приглашаемый к чтению Торы, произносит формулу: «Благословен Тот, который снял с меня ответственность за этого [то есть за сына]».

  • Симхат Тора
    Празднование в честь окончания годичного цикла чтения Торы и одновременно начала нового цикла. В Симхат Тора в синагогах читается последняя недельная глава Торы, Везот аБраха, затем свиток Торы разворачивают и — начинают читать его заново, с самой первой главы, главы Берешит.

    Симхат-Тора - это и праздник детей. Заповеди и обычаи всех еврейских праздников служат также и делу воспитания детей в духе иудаизма. В течение года детей не вызывают к Торе. Но в Симхат-Тора всех находящихся в синагоге детей вызывают к свитку Торы. Над детьми раскрывают таллит, и они все вместе повторяют благословение, которое произносят перед чтением Торы.



  • Хупа (свадебная церемония)
    Кутаиси, Грузия
    1982 г.
    Фотоколлекции Музея АНУ.

    Еврейская свадьба или свадебная церемония, проведенная согласно еврейской традиции, называется Хупа. Так называется и самый известный атрибут еврейский свадьбы – балдахин, под которым еврейская пара стоит во время церемонии своего бракосочетания. В качестве балдахина могут использовать талит. Войдя под хупу, невеста по традиции три или семь раз обходит вокруг жениха. Хупа символизирует будущий дом, который пара построит вместе или в который муж приведет свою жену. Именно здесь разворачивается символическое действие бракосочетания.



  • Похороны
    Все ритуалы, связанные с кончиной, сопровождаются молитвами на иврите. Похоронный обряд от момента смерти до закрывания могилы проводят мужчины; тем не менее часть обряда, связанная с приготовлением тела женщины к погребению, выполняется женщинами.
    Сразу после смерти открывают все окна в доме и выплескивают воду, которая находилась в каких-либо сосудах. Тело умершего кладут на пол (ноги вместе, а руки на груди), закрывают ему глаза и накрывают лицо белой тканью либо талитом. Зажигают свечи в изголовье, и кто-то из родственников или близких друзей садится у тела, чтобы читать книгу Тегилим. Извещают организацию Хевра кадиша — похоронного сообщества, которое традиционно отвечает за выполнение надлежащих ритуалов сразу после смерти, а также за проведение похорон. После того, как сотрудники «Хевра кадиша» очистят тело покойного, обернут в саван и накроют талитом, похоронная процессия отправляется в путь. С кладбища скорбящие приезжают в дом, где жил покойный. Там они будут сидеть шива — 7 дней траура.


E-mail: jewishmuseum.by@gmail.com
Телефон: +375 (29) 308 80 45
Соцсети: Facebook | Instagram

© All Right Reserved.
Музей истории и культуры евреев Беларуси
СБЕООО

Made on
Tilda